Вебер м основные понятия стратификации

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ Кодар: Природу социальной стратификации одним из первых попытался объяснить Природу социальной стратификации одним из первых попытался объяснить Карл Маркс. Наличие социального расслоения, существующее в капиталистических обществах, он объяснял исходя из своей теории классов. Маркс выводил появление классов из разделения труда, которое приводило к образованию различных и даже противоположных интересов и тем самым к расслоению людей в соответствии со своими интересами. В соответствии с этим существуют классы господствующие и классы подчиненные. Отдельный индивид, рождаясь, застает уже существующую классовую структуру общества и потому с самого своего рождения приобретает классовую определенность, т. То обстоятельство, что у него имеется более или менее конкретная возможность перейти в другой класс, ничего не меняет. Он остается классово определенным индивидом. Маркс социальную стратификацию выводил из классового положения индивида и экономических отношений. Макс Вебер 1864-1920 гг. Все они порождают иерархию в обществе, в основе которых лежат различия. Различия в обладании собственностью порождают классы. Веберу, не может быть субъектом действия, так как он не является общиной, о классе можно говорить только в связи с капиталистическим обществом, где основой выступает рынок и экономические отношения. Различия властных отношений порождают политические партии, статусные различия наблюдают в статусных группировках, или стратах. Люди могут быть одного статуса, но принадлежать к разным классам. После распада СССР многие социальные философы и социологи как бы забыли о категории класса. Другие, как например, казахстанские исследователи Бейсенбаев, стали именовать классовую структуру общества стратификацией. Они, в частности, пишут: «Марксова теория социальной стратификации предельно проста и понятна. Общество имеется в виду период начального развития капитализма на Западе состоит из двух основных классов, между которыми идет постоянная, непримиримая борьба. Данная теория, как и всякая другая, отмечают авторы, имеет свои достоинства и свои недостатки. Одним из недостатков, согласно им, является то, что Марксова теория социальной стратификации строилась на базе реалий XIX. Действительно, это так, каждая эпоха способствует возникновению новых теорий стратификации. Гидденс дает следующее определение: «Стратификация может быть определена как структурированные различия между группами людей. Для большей наглядности стратификацию можно представить в виде своего рода геологических пластов. Общества также состоят из слоев, расположенных в иерархическом порядке, причем привилегированные находятся ближе к вершине, а непривелигированные внизу. На наш взгляд, с выделенными системами стратификации нельзя согласиться. Тут смешаны разные феномены. Мы исходим из того, что общество как целое в аспекте его населения может быть разделено на три уровня: 1 макроуровень, 2 ме- зоуровень средний уровень и 3 микроуровень уровень малых групп индивидов. На первом уровне действует классовое разделение. Индивид, принадлежащий к одному классу, не может принадлежать одновременно к другим классам. Средний уровень как раз и охватывает понятие социальной стратификации. Человек как представитель конкретной страты, во- первых, однозначно принадлежит конкретному классу, но в то же время может быть членом разных страт. Феномен социальной страты связан с понятиями статуса и престижа. В своей теории стратификации русско-американский социолог Сорокин, который считал, что общество всегда стратифицировано, вводит понятие социальной мобильности, состоящей из двух типов: вертикальной и горизонтальной. Применимо к теории гендерной стратификации, многими исследователями было отмечено преимущественное положение мужчин и наличие лучших жизненных шансов для мужчин как социальной группы в осуществлении вертикальной мобильности. К ним следует добавить и четвертую - гендерную стратификацию. Все четыре формы стратификации образуют единую систему социальной стратификации. «Гендерная стратификация, - отмечает Дж. Она предлагает три принципа исследования гендерной стратификации. «Первый принцип рассматривает уровень семьи: люди, производящие товары, имеют больше власти и престижа, чем те, кто потребляет: предпочтительнее обладать способностью давать, чем брать. Второй принцип: работа, выполняемая женщинами, должна быть совместима с беременностью и лактацией, если требуется воспроизводство популяции. Другой западный исследователь Рей Лессер Бламберг, используя марксистский подход, разрабатывает общую теорию гендерной стратификации. Социальное неравенство он объясняет в зависимости от экономического преимущества, от способности контролировать средства производства и прибыль. Человек, обладающий большей экономической мощью, становится главным и значимым. Как правило, это мужчина. Марина Малышева, современный российский философ и социолог, рассматривает патриархат как систему организации социума. Из казахстанских авторов, кто уделил внимание феномену гендерной стратификации, являются Закаева, а также Закаева в работе «Теории гендерной стратификации», в соответствии с ее названием, в основном, анализируют различные концепции гендерной стратификации. Вместе с тем они высказывают следующее суждение: «Гендерная стратификация опирается на тот факт, что мужчины и женщины, в основном, занимают неравные позиции в социальной иерархии. Действительно, если исходить из факта существования гендерного неравенства, то последнее и в самом деле служит основанием для стратификационных процессов. Но если подходить исторически, то само это гендерное неравенство следует объяснять исходя из возникшей в свое время гендерной стратификации. Социальная стратификация в республике Казахстан. Силы ужаса: эссе об отвращении. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ Процессы адаптации и эволюция социального самочувствия россиян на рубеже XX-XXI веков. Социальная стратификация и средний класс в России: 10 лет постсоветского развития. Российское общество в условиях трансформации социологический анализ. Лапин, Сложилось несколько подходов в определении взаимодействий этих дисциплин и объема этих понятий. Это лингвистический подход, который строится на утверждении, что социолингвистика - это и есть социология журналистики в широком смысле слова, т. Телевидение и Интернет вытеснили из культурных потребностей современного человека посещение театров, библиотек, музеев. Формируя культурное пространство, человек осуществляет свой способ видения мира. В свою очередь культурное пространство воздействует на человека. И не только через тенденции развития Колоссальное многообразие соци- социальной структуры ЭЛЬНЫХ связей в обществе порождает в странах Запада СТОЛЬ ЖЄ бОГаТЄЙШИЄ ОТНОШЄНИЯ И В сфере политической власти. И все же, если говорить о развитых индустриальных странах, то можно обозначить ряд устойчивых тенденций в изменении социальной структуры их политических последствий. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Многообразие путей и форм общественного развития. Целостность современного мира, его противоречия. Нас, русских, упрекают в отсутствии инициативы и предприимчивости, и я сам в этих записках не раз повторю это обвинение. Я от него и теперь не отказываюсь, но, обвиняя, должен привести и смягчающие вину обстоятельства. Наше недальновидное, заскорузлое чиновничество, как тупоумная нянька, боясь, чтобы ребенок не упал и не ушибся, в течение двух столетий Модернизация казахстанского общества подразумевает, прежде всего, рост возможностей применять современные технологии в важнейших сферах материального производства, расширение современных форм потребления, но вместе с тем создание условий социальных, политических и культурных для развития нового производства. Понятие модернизации является важной составляющей идеи прогресса общества, в том числе «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» Асмолов Индивидуальные особенности каждого учащегося не должны становиться проблемой образования. Яркая индивидуальность - явление редкое, но образовательная система объективно имеет средства для эффективного взаимодействия. Идеальная образовательная система ищет способ помочь такой индивидуальности позиция, Семинар 1. Основные проблемы социальной философии. Понятие и становление социальной философии. Особенности развития социально-философской мысли в ХК - ХХ вв. Проблемы социальной реальности: способ существования общества, соотношение материального идеального в обществе Семинар 2. Человек как предмет философского осмысления. Исторические формы Сложная историческая судьба Пиренейского полуострова в средние века создала здесь особый мир, окрашенный сосуществованием разных этнических групп, разных конфессий и разных культур. Взаимодействие и взаимовлияние христианского уходившего корнями в кельтиберские, римские и германские традициимусульманского преимущественно арабо-берберского иудейского субстратов прослеживается на протяжении понятие социальной В любом сложно организованном об- стратификации ЩЄСТВЄ ЛЮДИ ВСеГДа ОТЛИЧаЮТСЯ друг от друга как по врожденным, так и по приобретаемым в процессе жизни характеристикам. В той мере, в какой они обладают одинаковыми чертами и свойствами, они образуют группы; различия же между этими группами создают тот уровень общественной дифференциации, который может иметь самые Современная цивилизация как реализация «плодов Просвещения», великих замыслов в науке и морали, политике и экономике. Проблемная кризисная ситуация в современном обществе: в экологии, демократии, нравственности, науке, искусстве и т. Изощренные технологии манипулирования и срывы общественного сознания в иррациональную стихию насилия, мистицизма, когда недостаточно продуманные экономические.